Ельчевский пруд

История Ельчевского пруда (здесь и далее читать Ельчёвский) неразрывно связана с историей города Дегтярска, а точнее, с его шахтами. Этот пруд был построен в 1952 году в качестве отстойника, в котором грунтовые воды из шахт и речки Ельчевки освобождались от вредных примесей. Очистить воду Ельчевки было необходимо, потому, что она впадает в Волчихинское водохранилище, откуда берет питьевую воду Екатеринбург. При строительстве пруда была возведена дамба, а направление русла реки переместили правее, там образовался небольшой водопад.

За годы существования через Ельчевский водоем прошли тонны вредных веществ, так что на дне его всякой гадости, наверное, хватает. Но все эти вещества имеют и полезные характеристики, например, содержатся там медь, цинк, еще кое-какие металлы, поэтому периодически возникают мысли поднять шлам со дна и использовать в промышленном производстве. Но пока дальше идей дело не идет, так что Ельчевский пруд тихонько плещется в лесу, привлекая немногочисленных туристов.

К счастью, микроэлементы со дна с водой особо не смешиваются, а шахты еще в 90-ых годах прекратили работу, и вредные примеси в Ельчевку поступают не так активно, так что купание в пруду ничем страшным людям не грозит. Сама по себе вода прозрачная, без запаха, и вроде не ядовитая. Хотя некоторые экологи говорят, что пруд исчерпал возможности по очистке воды, и теперь, если прорвет дамбу как-нибудь по весне, то в Волчихинское водохранилище будет сброшена вся таблица химических элементов...

Свободного проезда для автомобилей на пруд нет, так что попасть туда можно только пешком, или на велосипеде, и это спасает берега водоема от захламления. Вот и мы решили поехать туда, отдохнуть, посмотреть и попробовать водные процедуры. Тем более что добраться туда совсем не сложно, и там есть популярное место - рукотворный водопад "Джакузи", его тоже хотелось увидеть. А на окрестном Ельчевском болоте жители Ревды и Дегтярска собирают чернику и бруснику, а также грибы. В этом мы убедились лично.

Это вторая часть рассказа, начало тут

Ельчевский пруд и водопад Джакузи

В шесть часов утра, когда только-только рассвело, мы услышали голоса, выглянули, и увидели тех же ягодников, что вчера. Подивились, как рано люди за клюквой уже идут. Лена вышла наружу, подошла к бережку - а пруд в таких нежных утренних красках, с поверхности воды легкие струйки тумана поднимаются, и ветерок их относит от нашего берега. Невдалеке с забавным писком плавают подросшие птенцы утки-нырка или чомги - точно определить мы не смогли. Мама все еще их кормит. А ныряют все трое прекрасно - под воду уходят надолго, и проплывают там далеко. Небо все розоватое, чуть в дымке, но видно, что снова будет совершенно безоблачным, и жара ожидается непременно.

Подремали мы еще часок, как смогли под шум карьера, да и встали. Зарядку, как всегда, водные процедуры, завтрак. Упражнения делали, выйдя на солнышко, потому что палатка была еще в тени. Тент весь был в росе. Прошли еще люди за клюквой, и мы поняли, что ягод там много, раз так много сборщиков каждый день. По дамбе все подходили и подъезжали на велосипедах новые туристы. Все сворачивали, к нашей большой радости, к "Джакузи". Оттуда доносились голоса, смех, удары по мячу...

Часиков в десять, или даже пораньше, Лена отправилась за грибами, а я снова завалился на коврик, загорать. Наслаждался, как оказалось, последним жарким днем в этом году, а вокруг летали самые разные стрекозы - большие и маленькие, голубые, прозрачные, коричневые... Периодически вставал побродить по бережку, впитать глазами блеск воды и дымчатую синеву неба, понаблюдать за ныряющими совсем рядом утками.

Потом я занялся своим велосипедом - колесо, к моему сожалению, снова спустило. Так что явно без прокола тут не обошлось. Снял я колесо, вытащил камеру, помыл ее, и по пузырящейся воде понял, где дырка - сбоку, маленький такой разрезик. Видно, пока по лесу тащил велосипед, где-то об острый корень проколол.

Через час вернулась довольная Лена, в руках она тащила два полных пакета грибов, улыбка прямо не вмещалась у нее на лице. В волосах запутались хвоинки и листочки. Она сказала, что прошла еще дальше, чем вчера, и опенков полным-полно, да и подосиновики встречаются. В лесу стоит блаженная тишина, от реки тянет свежестью, какие-то птички в елках шныряют, дятел постукивает. Просто уходить оттуда не хочется.

А на обратном пути она пришла в тихий ужас при мысли, что мы бы согласились присоединиться к компании велосипедистов - там на поляне уже земли не видно от палаток и людей. Пакеты с грибами мы поставили к стенке палатки, где была тень. Там же стояли продукты, сок и бутылка с квасом - за ночь питье остыло, и теперь мы старались его сохранить прохладным.

Достал я запасную камеру, правда, уже разок заклеенную, и поставил в колесо. Наконец-то понадобилась! - радовался я, а то столько лет вожу с собой, и ни разу не потребовалась. Забортовал все, накачал, и стал надеяться, что доеду до дома благополучно. Потом еще помыл велосипед у речки, порядком утомив спину - поза-то неудобная, буквой "зю", наклоняться все время надо. Поставил машину сохнуть, а сам полежал несколько минут на коврике.

Потом уже Лена сказала, что пора отплывать, а то скоро обедать. На берегу никого не было, а плавки с собой я не брал, так что разделся донага, сложил шорты и сланцы на камушке, и отчалил. В этот раз я доплыл практически до противоположного берега, и еще там туда-сюда поплавал, разглядывая побережье. Видел по пути большую стаю обыкновенных уток, видел торчащие коряги вдоль берега и остатки каких-то мостков в виде множества деревянных столбиков.

Получилось, что не было меня примерно час и двадцать минут. В это время к нашей стоянке подъехали четверо велосипедистов, две женщины, два мужчины. Они сказали, что откуда-то из-под Челябинска, путешествуют. Одеты они были, кроме одной тетеньки потолще, в специальные костюмы типа лайкры, в шлемы, все с маленькими рюкзачками. А у толстушки в рюкзачке за спиной ехала маленькая собачка, кажется, йоркширский терьер.

Они сначала съездили к "Джакузи", но увидев там толпу, вернулись к пруду. Подумали немного, и спустились прямо к воде, там и устроились - им надо было только отдохнуть и искупаться. Лена с нашей стоянки слышала, как они восхищаются красотой, чистой водой, тем, какая она теплая. Собачка далеко от хозяев не отбегала, а когда они все вошли в воду, скорее поскакала разнюхивать, что там у них на столе можно стащить. На нее дружно прикрикнули, и она поджала хвостик.

Когда я уже подплывал обратно к нашему берегу, Лена спустилась вниз с полотенцем, и попросила дам отвернуться, чтоб избежать неловкости. Немного утомленный, и уже порядком голодный, я поднялся к палатке. Сели обедать. Мимо иногда проходили другие отдыхающие - искупаться в пруду. Начали возвращаться со сбора клюквы люди, видно, чтобы успеть ее еще и продать сегодня где-нибудь на рыночке... Одна из женщин отдала Лене горсть опенков - случайно, говорит, попались, нам не надо, а вы возьмите. Потом еще пожилые муж с женой из лесу вышли, эти собирали не клюкву, а чернику - 12 литров набрали. Говорят, каждый год сюда ходят. Мы немного удивились, думали ведь, что черника уже отошла.

Хотел я поснимать красоты в солнечную погодку, да Лена еще просила ее сфотографировать в "Джакузи", но тут выяснилось, что у фотоаппарата сел аккумулятор. Блин, уже вторая неприятность, сначала колесо, теперь здесь недоглядел. Когда собирался, видел, что он наполовину разряжен, но думал, что особо много снимать не придется. А оказалось, что здесь полно замечательного материала для фотосъемки. Ну, Лена не сильно расстроилась, сказала, что все равно сюда еще приедем. А пока пошла мыть свой велосипед.

Нам оставалось отдыхать в этом райском месте еще пару часов, а потом собираться, чтобы в пять вечера выехать и успеть на электричку в шесть. Примерно в это же время планировали уезжать и наши коллеги-велосипедисты. Как мы поняли, все они тоже хотели ехать до Пионерской, а там на электричке, только Сергей собирался пилить до Екатеринбурга по московскому тракту. А что, говорит, всего 40 километров, 40 минут - и уже дома! Это он, конечно, сильно сказал, получается, что поедет примерно со скоростью 60 км в час... Метеор.

И вот уже оба велосипеда были вымыты, проколотую камеру Лена свернула и сложила в коробочку. Чем ближе было время отъезда, тем больше не хотелось уезжать. Ведь к вечеру становилось все чудеснее - солнце уже не жгло, а ласково грело, веял легкий ветерок. Но делать нечего, не спеша начали собирать вещи, сложили палатку, искупались на прощание по разику. Выехали впритык, ровно за час. Велосипедисты с Сергеем минут на 10 раньше проехали.

А мы едем по дамбе, и видим, что впереди небольшая толпа взрослых и детей сгрудилась, и стоят. Демонстрация у них там, что ли? Ближе-то подъехали - а они все смотрят на что-то на дороге. Змея, черная гадюка, поймала большую зеленую лягушку, и уже наполовину заглотила, из пасти торчит часть пуза и перепончатые растопыренные лапы, шире змеи раза в полтора.

У детей глаза от удивления большими стали, а Лена еще говорит змее - приятного аппетита. Тут все ребятишки начали хохотать и повторять "Приятного аппетита". А я сильно пожалел о разряженном аккумуляторе фотоаппарата - вот бы снимки вышли редкие! Что-то часто нам стали встречаться обедающие змеи - в прошлый раз гадюка поймала мышь. Жаль только, что сейчас у нас не было времени понаблюдать за процессом поедания.

Проехав по дамбе, мы быстро миновали дорогу до маленького карьера, я еще притормозил там на пятачке, вдающемся в воду, поглядел. А потом мы поехали по той тропе, которой приехал Сергей. Она оказалась вполне приличной, только местами были грязь и лужи, и все в горку, а в одном месте пришлось велосипеды втаскивать на край большой промоины от ручья.

Вскоре мы выбрались на дорогу с остатками асфальта, прокатили мимо старой железнодорожной ветки, мимо стелы "Европа-Азия", и выехали на дорогу к Ревде. На остановке ждали автобуса несколько старушек, которые ходили за клюквой на болото, и парень с девушкой, которые ночевали у "Джакузи". Времени у нас оставалось не так много, и мы поднажали. На ходу я чувствовал, как мой велосипед слегка покидывает в разные стороны, из-за велорюкзака, к которому еще и большой пакет с грибами привязан.

До начала Ревды мы долетели быстро, догнали и велосипедистов с Сергеем. Когда проезжали мимо них, попрощались, он крикнул что-то нам, но из-за шума ветра в ушах мы не расслышали. Проехали еще метров сто, и тут я заметил, что переднее колесо мое уже наполовину спущено. Пришлось тормозить, доставать насос, который тоже наконец-то пригодился, и быстренько подкачивать камеру, чтоб доехать до станции вовремя. Хотя мы не очень волновались - специально ехали не к последней электричке, чтоб, если что, можно было дождаться следующей.

Миновали мост через Чусовую, проехали под узким пролетом железнодорожного моста, и свернули на тропинку к перрону. Народ уже стоял там в ожидании. Успели мы как раз к поезду - через пять минут подошла электричка. Шла она от Дружинино, и людей внутри уже было немало, так что нам не пришлось сесть, стояли в начале вагона до самого Екатеринбурга, придерживая велосипеды. Ужин наш тоже накрылся, пришлось терпеть до дома.

Но настроение наше все равно было отличное - поездка удалась, место оказалось намного лучше, чем мы предполагали, да и погода одарила великолепной парой дней, которые мы не пропустили. В Екатеринбурге небо оказалось затянуто тучами, мы еще успели доехать по сухому, а как только сели пить чай - за окнами пошел дождь, похолодало, и на Урале настала осень.

Как добраться до Ельчевского пруда

На личном транспорте проезд в сторону пруда закрыт, но пешочком туда можно дойти. В Екатеринбурге садимся на маршрутку до Дегтярска, отправляются с северного автовокзала, и едут через Ревду. Выходить нужно на остановке "Каменный карьер", ехать до нее 1 час 10 минут.

На этой остановки нужно перейти трассу, и там будет спуск на заросшую дорогу, которая идет параллельно основной трассе, на карте обозначен как старый тракт. Проходим мимо стелы "Европа - Азия", и в том месте, где эта дорога пересекает железнодорожные пути, нужно повернуть налево, там есть хорошая лесная тропа.

Дальше по тропе мимо карьера, и выходим на основную дорогу, которая и приведет к плотине. На карте все хорошо видно. От остановки до водопадика 2,6 км.

Можно сюда приехать и на велосипеде. В этом случае сначала на электричке доезжаем до остановки "Пионерская", это на Ревду. И далее по дороге в сторону Дегтярска доезжаем до вышеобозначенного места. В этом случае прибавляйте еще восемь километров по трассе.